27 июня перед премьерной постановкой оперы Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе» в фойе Стравинского собралась особая публика – энтузиасты-любители, молодые музыковеды, педагоги вузов, чтобы послушать разговор генерального директора Ассоциации музыкальных журналистов, критиков и музыковедов, главного редактора журнала «Музыкальная жизнь» Евгении Кривицкой и режиссера-постановщика Сергея Новикова о секретах создания постановки и тенденциях современной оперной режиссуры, а также задать свои вопросы.
Сергей Новиков подробно рассказал об истории создания «Ариадны» и ее превращении из интермедии внутри драматической пьесы в оперу, о стилистических перекрестках и любопытных деталях партитуры, подчеркнув: «Нужно искать ключи: Рихард Штраус и его либреттист Гуго фон Гофмансталь хотели создать, как мы бы сейчас сказали, музыкальный “капустник”, где можно показать все оперные штампы и посмеяться над ними. Во время репетиций музыканты тоже смеются, потому что описанные ситуации происходят и сейчас в театре».
На вопрос Евгении Кривицкой, насколько сюжет «Ариадны», созданной более ста лет назад, может быть актуальным сейчас, режиссер остроумно «транспонировал» в наши дни ситуацию Пролога: не очень образованный богатый «господин» фактически заказывает себе корпоратив. У него есть советники, один из которых предлагает организовать элитарное мероприятие и поставить оперу, а второй – исполнить оперетту. Оперные исполнители с трудом соглашаются на унизительный дуэт, но воля господина непреклонна. Певцы исполняют оперу строго по партитуре, а «команда из ресторана» включается в действие и импровизирует на ходу. Действительно, сюжет прекрасно рифмуется с нашим временем.
Разговор затронул направления в современной оперной режиссуре, а также вопрос о необходимости умения режиссеров владеть нотной грамотой и читать музыкальную партитуру. «Надо смотреть на результат: бывают случаи, когда режиссер придумывает свою историю, и если она совпадает с музыкой, то может получиться интересный спектакль. Но если вы хотите расшифровать замысел композитора, то без изучения партитуры не обойтись», – объяснил Сергей Новиков.
Зрители приняли активное участие в разговоре и в конце выразили благодарность участникам и руководству Мариинского театра, высказав пожелание, чтобы такие встречи с создателями спектаклей стали традицией.