Евгения Кривицкая раскрыла на «Русском сувенире» тайное имя органа князя Одоевского

Концерт «Русский сувенир» состоялся в Большой каменной оранжерее усадьбы Кусково 10 февраля 2024 года.

Дуэт органистки Евгении Кривицкой и флейтистки Ирины Стачинской выбрал для исполнения произведения прославленных русских авторов, которые можно крайне редко услышать на современных концерта. Как вам, например, «Херувимская песнь» духовного композитора XVIII века Дмитрия Бортнянского, написанная к тому же для хора? Или Соната для скрипки и клавесина в переложении для флейты и органа его современника Максима Березовского, который учился в Болонье одновременно с Моцартом, но умер очень рано и ныне практически забыт.

К тому же к исполняемым произведениям были созданы неожиданные аранжировки. Например, музыку к балету Петра Чайковского «Щелкунчик» мы все же чаще слышим в оркестровом исполнении. А тут Евгения Кривицкая справилась в одиночку! Ее сюита по мотивам знаменитого балета, включающая и «Танец Феи Драже», и «Арабский танец. Кофе» и «Па-де-де», стала, по замыслу, исполнительницы, подарком всем тем, кто хотел попасть на балет «Щелкунчик» в эти новогодние праздники, но не смог этого сделать из-за повсеместно возникшего ажиотажа.

Помимо своей музыкальной карьеры, Евгения Кривицкая занимает пост главного редактора журнала «Музыкальная жизнь». Поэтому ее экскурсы в историю русской музыки были бесценными. Исполнив с флейтисткой Ириной Стачинской фугу Михаила Глинки, она напомнила, что в XIX веке органное искусство было исключительно популярным в России.

Прижилось оно на наших широтах во многом стараниями князя Владимира Одоевского, построившего у себя дома орган, на котором как раз играл и Михаил Глинка. Инструмент носил гордое имя Себастианон (Себастион), но когда его мехи надували недостаточно, и он звучал неважно, его в наказание низводили до презрительного Савоськи.

Звучали в Кусково и произведения XX века. Величественно выглядела «Прелюдия до-диез минор» Сергея Рахманинова, которую в США окрестили «Колоколами Москвы». В исполнении Евгении Кривицкой и впрямь слышались местами колокольные перезвоны. А Ирина Стачинская прекрасно изобразила при помощи флейты ведущую тему «Вокализа», написанного Сергеем Рахманиновым для певицы Антонины Неждановой.

Источник:https://www.km.ru/muzyka/909444-evgeniya-krivitskaya-raskryla-na-russkom-suvenire-tainoe-imya-organa-knyazya-odoevskog