Этот образовательный проект прошел при поддержке Ассоциации музыкальных журналистов, критиков и музыковедов и стал частью XII Музыкального фестиваля «Денис Мацуев у друзей», организуемого Александром Сладковским и ГАСО РТ.
В числе слушателей Школы были студенты-музыковеды из Казанского музыкального колледжа имени И.В. Аухадеева и Казанской консерватории имени Н. Жиганова, педагоги, а также профессиональные журналисты. Поэтому и программа была составлена с учетом того, где и как студенты профильных факультетов смогут в будущем себя применить. Это не только создание критических статей и рецензий, но и ведение концертов, образовательных лекций, работа в пресс-службах, теле- и радиожурналистами. «Однако далеко не все дипломированные музыковеды умеют хорошо говорить», – так обозначила распространенную проблему профессор Московской консерватории, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» и генеральный директор Ассоциации Евгения Кривицкая. В своем выступлении она привела наглядные примеры удачного «сопровождения» концертов, поделилась советами, как лучше выстроить публичное выступление в формате доклада на конференции, защиты диссертации, слова ведущего. Рассказала об интересном начинании в РАМ имени Гнесиных – проекте «Дебаты» молодого музыковеда и журналиста Яны Горелик.
В продолжение темы Дарья Ганиева, телевизионный журналист, корреспондент ВГТРК, автор документальных фильмов, провела тренинг по публичным выступлениям. Все началось с упражнений на технику речи, а закончилось импровизированным прямым включением перед камерой, в ходе которого каждый мог почувствовать себя как ведущим, так и респондентом. По стечению обстоятельств в этот день Дарья Ганиева получила престижную награду – «Тэффи-капитал» в области тележурналистики, что лишь подтвердило весомость ее слов и статус всей встречи.
«Любой журналист перед интервью должен досконально изучить биографию своего героя и все, что писали о нем до этого», – подчеркивает обозреватель «Радио России», член Правления Ассоциации музыкальных журналистов, критиков и музыковедов Ольга Русанова. Она напомнила, что интервью бывают портретные и ситуативные, со вторыми журналисты встречаются чаще. Но даже в ходе общего пресс-подхода можно задать небанальный вопрос. Русанова также поделилась уникальными примерами интервью из своей практики, например, с президентом СССР Михаилом Горбачевым, который участвовал в записи произведения Прокофьева «Петя и волк», с Эльдаром Рязановым и другими медийными персонами.
«Как вы понимаете термин “концерт”? – задал провокационный вопрос Алексей Пилюгин, известный российский продюсер, организующий концерты и проекты Дениса Мацуева, ГАСО Республики Татарстан. – В менеджменте это прежде всего продукт, который необходимо успешно продать». По словам Пилюгина, сейчас многие проекты были перенесены в регионы, потому что в Москве их воплощать слишком дорого. Он также выразил озабоченность ситуацией, что концертная жизнь в России поставлена в ситуацию рекурсии: из-за приостановленных связей с другими странами залы и филармонии вынуждены ограничиваться одним и тем же списком артистов, что при инертном отношении руководителей может привести к стагнации. Он также поставил вопрос о создании единого культурного пространства в России, что на данном этапе затруднено из-за неналаженной системы транспортного сообщения между регионами.
В завершение интенсива состоялась импровизированная пресс-конференция Дениса Мацуева – наглядный практикум паблик-тока и интервью со звездой. Денис Мацуев впервые посетил Казанскую консерваторию, и эта часть семинара «Школы культурной журналистики» вызвала большой ажиотаж и наплыв не только музыковедов, но и пианистов – от мала до велика. «Сколько надо заниматься дома на рояле? – спросила юная кроха. – Я играю по шесть часов». «Больше двух не советую. Важно не сколько, а как заниматься», – ответствовал прославленный пианист.
Вечером на фестивале Денис Мацуев с феерическим качеством и мощнейшей энергетикой сыграл Второй концерт Прокофьева вместе с друзьями – Госоркестром Республики Татарстан, за пульт которого встал дирижер Алексей Рубин. Во втором отделении прозвучала философская симфоническая поэма «Так говорил Заратустра», где за восход солнца за органом в оркестре «отвечала» Евгения Кривицкая, а наглядный «мастер-класс» интересного комментария к программе представила ведущая радиостанции «Орфей» Ирина Тушинцева.