В Рахманиновском зале Московской консерватории прошел одиннадцатый концерт цикла «Музыка нашего времени»
Цель проекта пианистки Карины Погосбековой – продвижение современной академической музыки, открытие широкому слушателю новых композиторских имен. Нынешний концерт был целиком посвящен творчеству великой русской поэтессы XX столетия, Марине Цветаевой, и получил название «Между любовью и любовью». В рамках программы прошла мировая премьера оперы «Марина» Дмитрия Суворова.
Концерт, в целом, получился очень атмосферным и изысканным: творения Цветаевой, загадочные, мистические, а где-то весьма эксцентричные в большинстве своем идеально слились с той музыкой, которую на них сочинили композиторы.
Вечер начался с цикла трех романсов петербургского автора, преподавателя Санкт-Петербургской консерватории Анны Кузьминой. Композитор признается, что в творчестве Цветаевой ее вдохновляет обезоруживающая искренность и оголенность чувства, глубина и одновременно простота слова. Кузьмина очень тонко чувствует стиль знаменитой поэтессы. В прозвучавших романсах «Не думаю, не жалуюсь…», «Люблю…», «Солнце» много той недосказанности, полутонов, символизма, что есть в стихах Цветаевой, это очень утонченная и трепетная музыка. Солистка Камерной сцены имени Бориса Покровского Большого театра Екатерина Семенова, выступавшая с этим циклом, тонко прочувствовала каждую деталь нотного текста, как будто слилась с ним воедино: певица бесподобно владеет своим голосом, ей подвластны как лирические, так и драматические краски, в помощь ей для этого отлично выстроенный диапазон и манкость тембра.
Еще один вокальный цикл на стихи Цветаевой, «Мирок», создала другой автор, также представительница петербургской композиторской школы – Светлана Нестерова. В цикл вошло пять творений: «В черном небе – слова начертаны…», «Читатели газет», «Как правая и левая рука…», «Мирок», «Не смущаю, не пою…». Здесь стиль более современный и живой, вызывающий ассоциации с творчеством композиторов разных эпох: от импрессионистов до Шостаковича. Самым ярким сочинением из всей сюиты стали «Читатели газет». Нестерова, верно почувствовав здесь эксцентричный дух цветаевской поэзии, создала к ней такой же оригинальный, чудаковатый музыкальный наряд. В произведении немало сложностей, особенно вокальных: партия певицы насыщена хроматизмами, мелкими длительностями, на которые нужно пропевать повторяющийся звук, плюс много эпизодов, написанных почти что в речитативно-разговорном стиле. «Мирок» прозвучал в исполнении солистки Санкт-Петербургской филармонии Елизаветы Боковой, которая показала в нем многоспектровость своих возможностей: не только касающихся именно что пения, которое у нее отточено до деталей, но и потрясающей актерской выразительности. Благодаря последнему качеству артистки каждый номер превращался в подлинное художественное высказывание: Бокова своей мимикой, жестами, телом увлеченно рисовала в каждом из романсов необходимый образ.
Певице выпала честь исполнить на концерте и шлягеры, созданные композиторами второй половины XX столетия. Прозвучали романс «Попытка ревности» Микаэла Таривердиева (это стихотворение Цветаева посвятила разрыву отношений с офицером Константином Родзевичем) и романс Настеньки Андрея Петрова из фильма «О бедном гусаре замолвите слово». И тут также Бокову было невероятно интересно слушать: в первом произведении она предстала задетой за живое, обиженной женщиной, тогда как во втором главенствовала задушевность и трогательность вперемешку с легкой салонностью, предписанной самим автором.
Второе отделение целиком заняла мировая премьера полной версии монооперы «Марина». Ее сочинил наш современник, композитор Дмитрий Суворов. В основе произведения лежат фрагменты из записных книжек Цветаевой, ее писем к художнику Николаю Вышеславцеву. Здесь музыкальный ряд вместе со звучащими строками поэтессы раскрывает ее фигуру, как очень трагическую, осознающую свою избранность и безысходность. Исполнение произведения имело сценическое решение: режиссер Елизавета Корнеева придумала скупые, но психологически достоверные мизансцены. Солистка Камерной сцены имени Бориса Покровского Большого театра Екатерина Ферзба примерила на себя сложнейшую роль великой Цветаевой: с фатой на голове, в белом платье она проживала судьбу своей героини каждой клеточкой тела. Сложнейшая задача – творить на сцене одной на протяжении сорока минут оказалась под силу певице, а душевные переживания ее Цветаевой раскрывались посредством вдумчивого, разнообразно отделанного вокала в придачу с прекрасной дикцией.
За роялем весь вечер – как всегда Карина Погосбекова. Манера игры пианистки в романсах была исключительно деликатна и никогда не в ущерб вокалистам, тогда как в «Марине» звучание инструмента приобрело абсолютно оркестровый размах и силу.
Текст: Филипп Геллер