Дягилевский фестиваль, который пройдет в Перми с 20 по 29 июня под руководством дирижера Теодора Курентзиса, становится важнейшим, возможно, самым престижным музыкальным мероприятием страны. По просьбе Forbes Life афишу фестиваля изучила музыкальный критик Марина Гайкович и рассказала, на какие мероприятия стоит обратить внимание.
Теодор Курентзис и «Страсти»
На открытии фестиваля Курентзис и musicAeterna представят впечатляющее (что уже было доказано в Петербурге и дважды в Москве) исполнение «Страстей по Матфею» Баха. Непривычное звучание создают барочные инструменты, а типичный для Курентзиса поиск способов воздействия на слушателя, усиливающий моменты этой драмы, дает эффект мистерии. Почти четыре часа с антрактом пролетают как мгновение.
Еще одни страсти, точнее — «Страсть», опера Паскаля Дюсапена, прозвучит ближе к финалу фестиваля (27–29 июня). Опера современного французского композитора исследует миф об Орфее и Эвридике. Все полуторачасовое действо, как сообщают организаторы, «это растянутый во времени миг их расставания; музыка гибко следует за динамикой чувств, в ней сменяют друг друга радость, страх, желание, боль, экстаз, печаль, гнев и любовь».
Выбор этого сочинения продиктован, возможно, не только общим с баховской ораторией названием: Курентзис лично знаком с Дюсапеном, в 2012 году композитор приезжал в Пермь на постановку своей оперы MedeaMaterial с блистательной Надеждой Кучер в главной партии (певица получила «Золотую маску» за ее исполнение).
Над российской премьерой «Страсти» работает режиссер Анна Гусева, известная постановками на фестивалях последних лет — «Комедии на конец времени» Орфа («Золотая маска» как спецприз жюри постановочной команде) и «Персефоны» / «Симфонии псалмов» Стравинского.
Пермская опера возвращается
Дягилевский фестиваль возвращается к сотрудничеству с Пермским театром оперы и балета (оно было прервано в 2021 году, по словам Курентзиса, «из-за неустойчивой ситуации» в театре; он покинул пост главного дирижера и художественного руководителя Оперы в 2019 году) и включает в программу премьеру «Похождений повесы» Стравинского.
Опера, инспирированная впечатлениями композитора от гравюр английского художника Уильяма Хогарта, своеобразные вариации на фаустианскую тему, в России не забыта. Только в новом веке известны две ее удачные постановки — одна принадлежит Дмитрию Чернякову (Большой театр), другая — копродукция Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и фестиваля в Экс-ан-Провансе, спектакль Саймона Макберни. Сейчас в оперном жанре дебютирует художественный руководитель новосибирского театра «Красный факел» Андрей Прикотенко, а в качестве музыкального руководителя над спектаклем работает дирижер Федор Леднев, который по праву считается специалистом по музыке ХХ и XXI веков.
Собственная постановка фестиваля обращена к последней опере Моцарта «Волшебная флейта»: философскую сказку ставят режиссер Нина Воробьева, дирижер Евгений Воробьев и музыканты musicAeterna. Кто споет сногсшибательную арию Царицы Ночи, организаторы держат в секрете — составы обещают объявить ближе к премьере.
Концерты
В концертной программе заявлены и музыканты академического толка, и концерт-медитация по мотивам иранской музыки, и мировые премьеры.
Лауреаты конкурса им. Чайковского пианист Вадим Руденко и скрипач Павел Милюков заявили камерный вечер сонат Франка и Брамса; пианист Борис Березовский представит столетнюю панораму истории XIX века на стыке западноевропейской (Бетховен) и русской музыки (Балакирев и Ляпунов); концертмейстер musicAeterna Ольга Волкова исполнит одно из самых виртуозных сочинений для скрипки — Шесть скрипичных сонат Эжена Изаи, редко звучащие в один вечер.
Брасс-ансамбль (пять медных духовых) musicAeterna сыграет переложения оперной музыки, трио музыкантов из Греции Thesis исполнит камерную вокальную музыку греческих современных авторов, а мультиперкуссионист Петр Главатских и иранский композитор Амир Хатаи представят программу «Солнцеворот», обыгрывающую ритуалы летнего иранского праздника Тирган.
Тему новинок продолжит Московский ансамбль современной музыки и его проект «Плачи и гимны», куда вошли сочинения трех поколений русского авангарда, в том числе мировая премьера пьесы Алексея Сысоева «Сиротиночка» по тексту северного плача.
Перформансы
Лидер в сфере современных вокальных техник — ансамбль N’Caged — представит в Перми новый жанр концерта-читки. Чтение рассказа аргентинского классика ХХ века Хулио Кортасара «Клон» соединяется с мадригалами «хроматического гения» XVI столетия Карло Джезуальдо да Веноза и его последователя в нашем времени итальянского композитора Сальваторе Шаррино. Проект называется «Кажется, все завертелось из-за Джезуальдо», и впервые он был показан на выставке «Названо Вазари. Маньеризм», которая проходила в нижегородском Арсенале.
Современные танцевальные практики отразят спектакль «Три сестры» театра-студии «Грань» из Новокуйбышевска и премьера постановки Владимира Варнавы для танцевальной труппы musicAeterna Dance Okho. Спектакль Варнавы анонсирован как «физическая драма для девяти танцовщиков и шести перкуссионистов, попытка найти средствами музыки и танца баланс между Хаосом и Порядком».
Фестивальный клуб
Клуб — масштабный проект фестиваля, который год от года прирастает новыми форматами. В этот раз к их числу относится, например, музыкальный спектакль-променад «Голос завода», действие которого разворачивается на действующем промышленном предприятии «Сибур-Химпром». По замыслу режиссера Михаила Патласова, зрители в сопровождении артистов проходят по заводу и исследуют, как искусство и производство взаимодействуют друг с другом. В основе сюжета — вечный спор физиков и лириков (здесь — инженера и художника), а венчает это путешествие симфония, синтезирующая электронные семплы и звучащую среду самого завода (композитор Олег Гудачев).
Среди других любопытных событий: перформанс с искусственным интеллектом «Посмотрите на лицо» команды «немхат», вдохновленный документальным фильмом «Взгляните на лицо» Сергея Соловьева и Павла Когана; спектакль для одного зрителя «Трактат о себе», где участникам предлагается самим исполнить сочинение композитора-экспериментатора Корнелиуса Кардью «Трактат»; и сайт-специфический спектакль «Вечный свет», который исследует тему «видимости и невидимости в отношении человеческого внимания к жизни».
Текст: Марина Гайкович
Источник: Forbes