В июле прошлого года Большой театр сделал эксклюзивный подарок для всех меломанов и ценителей оперы – на Камерной сцене имени Бориса Покровского состоялась премьера настоящего музыкального раритета, оперы «Король» Умберто Джордано. Спектакль стал дебютом в этом жанре для драматического режиссера Юрия Муравицкого. Спустя год после первого представления «Короля» оценил Филипп Геллер.
Известный как композитор-верист, автор «Андре Шенье», в «Короле», своей последней опере, созданной в 1929 году, Джордано предстает, как настоящий полистилист-виртуоз. Упомянутой веристской эстетики в «Короле», пожалуй, совсем немного, ведь комический и полусказочный сюжет обязывает к совсем иным краскам.
Эта веселая, легкая и обаятельная опера, идущая всего лишь чуть больше часа, содержит в себе целую россыпь музыкальных вкусностей и красот. К какому-то конкретному направлению отнести ее будет сложно: в музыкальном языке сочинения можно найти приметы неоклассицизма, черты романтической оперы и оперы-буффа. Слушая музыку, не устаешь поражаться изумительно написанной партитуре, в которой практически без перерыва возникают филигранные соло различных инструментов (к примеру, эксклюзивное для оперного жанра соло фортепиано), яркие звуковые сочетания и оригинальные мелодические ходы.
Конечно, по своему языку «Король» для 1929 года выглядит несколько старомодно, но думается, что Джордано это прекрасно осознавал и специально решил написать такую изысканную оперу-фантазию, дабы остановить время и продлить мгновение истинной красоты, окунаясь в оперные достижения прошлых веков.
Сюжет сочинения прост и незатейлив. История мельничихи Розалины, влюбившейся в Короля и оставившей ради него своего жениха, пастуха Коломбелло, полна прелестных и смешных подробностей, ярко выписанных либреттистом Джоваккино Форцано. Встреча императора с простолюдинкой в опере состоится, причем сам Король предложит Розалине провести с ним ночь в его замке. Правда, лишь для того чтобы проучить девушку: раздевшись, Король предстает перед крестьянкой старым, немощным и страшным стариком. Мельничиха тотчас же вспоминает о Коломбелло, возвращается к нему и оперу венчает хэппи-энд.
Написанный для большой сцены и оркестра, «Король» впервые был поставлен в Ла Скала в 1929 под управлением Артуро Тосканини и прошел с большим успехом. В дальнейшем, однако, интерес к этой опере угас, и в наши дни она стала раритетом: если ставится, то, в основном, только в Италии.
Для сцены Покровского, разумеется, состав оркестра был сильно сокращен, однако погоду это не испортило и никаких ложных ощущений при прослушивании не вызвало. Наоборот, даже показалось, что «Король» просто создан для этого пространства – настолько органичны были все компоненты спектакля, который создал Юрий Муравицкий.
Режиссер не стал придумывать заумные концепции, а пошел на сближение с авторами сочинения, сделав традиционную костюмную постановку, но при этом очень милую и обаятельную. Действие происходит, как и полагается, в XVIII веке, но оно заключено в рамки барочного театра. Здесь настоящие живописные декорации, которые реально переносят зрителя на четыре столетия назад, и он ощущает себя в придворном театре. Максимально подробны костюмы – Король словно сошел со старинного портрета, он явно ассоциируется с образом Людовика XIV, на нем шикарная мантия, парик. Все герои, в целом, одеты соответственно своему статусу, но художник Петр Окунев вместе с Муравицким придает им некие гротескные черты – они напоминают персонажей комедии дель арте или французского народного ярмарочного театра. Особенно забавно эта аналогия прослеживается у Розалины, которая похожа на Коломбину в своем наряде, а Коломбелло – на печального, неуклюжего Пьеро, который все время плачет. К традиции дель арте, разумеется, легко можно приписать также гадалку, священника и судью, которые присутствуют в опере, и им принадлежат самые буффонные страницы произведения.
В барочном театрике Муравицкого эмоции героев картинно усилены, а их движения нарочито похожи на кукольные – особенно это касается пластики Розалины. Единственная «добавка» от режиссера появляется в третьей картине (комната во дворце), когда перед Розалиной возникает раздетый Король. В спектакле он пугает ее не болезненностью и старостью своего тела, а странным поведением и повадками – он преображается в своего рода зомби, который начинает гоняться за девушкой и запугивать ее. Что это – мистическая тайна Короля или его острая шутка над мельничихой, остается загадкой для всех зрителей.
Это тот спектакль, в котором прекрасно все, в том числе и исполнение. Во всех смыслах блистает Тамара Касумова (Розалина), которая убедительна в образе очень неоднозначной девушки, которая то мечтает быть невестой Короля, а то без малейших колебаний возвращается к Коломбелло. Но важнее то, как артистка справилась с вокальной «начинкой». А она здесь сложнейшая: эту партию Джордано написал для знаменитой Тоти даль Монте, которая, правда, в итоге спела ее всего один раз. Но факт остается фактом: стилистически партия отсылает к бельканто, а потому требует от исполнительницы виртуозного владения техникой, гибкости пассажей. Вдобавок надо спеть «ми» третьей октавы. Все это, в том числе и запредельную ноту Касумова спела с ощущением невероятной легкости и игривости. Ее нежнейший, сладковатый голосок напоминал щебетание диковинной птицы (кстати, птичья тема в этой опере – отдельный разговор), его хотелось слушать еще и еще.
Благороден как в манерах, так и в звуковой подаче баритон Азамат Цалити (Король) – всегда яркий артист, но здесь он был особенно элегантен и по-настоящему царственен, красиво замирая в величественных позах. Несколько расстроил тенор Артем Попов (Коломбелло), певший по замене, его голос звучал излишне напряженно и форсированно – он был единственным, кто сильно выбивался из всего состава. Зато молодой артист был хорош актерски и весьма уморительно сыграл несчастного, страдающего бедолагу. Отлично показали себя исполнители характерных второстепенных ролей – Алексей Смирнов (Мельник), Виктория Преображенская (Жена Мельника), Мария Патрушева (Гадалка), Роман Шевчук (Судья), Василий Гафнер (Священник). Это прекрасные, выразительные во всех отношениях работы, доставившие подлинное удовольствие.
И, наконец, еще один главный и важный герой спектакля – оркестр. Им руководил Филипп Петров, у которого «Король» – пока единственная крупная работа в театре. Однако этого не слышно: идеальная чистота, потрясающая проработка деталей в каждом такте, бесподобно исполненные соло в оркестре говорили о большом мастерстве молодого маэстро. И главное, несмотря на весьма плотное звучание, предписанное Джордано в партитуре, баланс был выстроен просто идеально – всех певцов было прекрасно слышно.
«Король» Умберто Джордано в постановке Юрия Муравицкого – это настоящий маленький шедевр, 105 минут счастья и чистого меломанского удовольствия.
Текст: Филипп Геллер